Украина 11 мая “из-за форс-мажорных обстоятельств” прекратила транзит российского газа, качавшегося в Европу по газопроводу “Союз” через станции “Сохрановка” (Ростовская область) и “Новопсков” (ЛНР). Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) объяснил это действие невозможностью оперативно-технологического контроля за этими объектами
Кроме того, ОГТСУ выдвинула требование Газпрому перенаправить весь объем, предусмотренный контрактом, через станцию “Суджа”, которая остается единственной работающей точкой приема газа из России. Газпром ответил, что подобный маневр технологически неосуществим, к тому же препятствий для продолжения работы в прежнем режиме нет, украинские специалисты как работали на “Сохрановке” и “Новопскове”, так и работают, никто им не мешает.
Итак, из-за прекращения ОГТСУ транзита российского газа через ЛНР объем поступаюего в Европу газа упал на четверть, соответственно, в Евпропе выросли цены на газ. Плохую услугу оказала Незалэжная своим европейским покровителям, ограничив транзит газа именно сейчас, когда страны ЕС готовятся к полной энергонезависимыми от России и интенсивно закачивают российский газ в свои подземные хранилища!
При этом еще в начале апреля МВД Луганской Народной Республики сообщило об установлении контроля над пгт Новопсков, где размещена компрессорная станция, “сидящая на трубе”, которая идет от “Сохрановки”. Полтора месяца все нормально и исправно работало, и Киев эта ситуация никак не волновала: газ шел по газопроводу через ЛНР, Украина спокойно получала деньги от “агрессора”, специалисты с украинским гражданством продолжали трудиться, заявки европейцев удовлетворялись.
Но вдруг 11 мая в ОГТСУ внезапно “прозрели”, объявив форс-мажор. И, конечно же, обвинил в прекращении транзита на этом участке … “Газпром”, игнорируя здравый смусл и причинно-следственные связи.
Что же дальше? Киев, очевидно, продолжит настаивать, что сокращение транзита в Европу произошло по вине Москвы, и требовать, чтобы весь газ шел через “Суджу”, становящуюся после блокировки “Сохрановки” единственной “легитимной”, по мнению ОГТСУ, точкой входа в незалежные трубы.
Зачем это нужно Незалэжной? Главный смысл всей затеи – представить “Газпром” ненадежным поставщиком в глазах европейцев в разгар идущих на Западе споров по поводу оплаты за газ в рублях и запрета на импорт российских энергоносителей. Но далеко не факт, что Европа на этот раз поверит Украине. Спецоперация идет уже более двух месяцев, и всё это время “Газпром” исправно снабжал недружественный ЕС голубым топливом. И сейчас Киев, а не Москва, объявил о надуманном форс-мажоре.
По всему выходит, что это Украина – ненадежный транзитёр, и, учитывая возможный отказ киевского режима от выполнения своих обязательств (ведь и маршрут от “Суджи” может вдруг оказаться неподконтролен ВСУ), не пора ли Европе задуматься о расконсервации “Северного потока-2”, тем более, что швейцарский суд пока притормозил процедуру банкротства компании-оператора Nord Stream 2 AG на 4 месяца, за которые много чего может произойти…