В Приволжском районе продолжается профориентационная акция «День дублера». В четверг, 19 мая, День дублера прошел в Приволжском районном суде. Его участниками стали три одиннадцатиклассницы Килинчинской школы и одиннадцатиклассник Приволжской СОШ № 1 села Началово.


Ребят встретила помощник судьи Надежда Кудашкина, рассказала, что встреча приурочена к 100-летию Верховного суда России, которое отмечается в этом году, и пригласила в один из залов судебных заседаний.
Там с ребятами побеседовали двое действующих судей и ветеран судебной системы, судья в отставке Елена Панченко. Осмотревшись в зале, ребята первым делом задали вопрос, где же судейский молоток. Оказалось, в России молоток в суде не используют, разве что для зрелищности в судебных телешоу, а если серьезно, правовая система в России входит в романо-германскую правовую семью, которая объединяет правовые системы континентальной Европы и противопоставляется англо-саксонскому праву. А вот там-то и используют в судах молоток.


Судьи рассказали ребятам об основах судебной системы России, подчеркнув, что она действует независимо от законодательной и исполнительной властей посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.


Елена Панченко поделилась воспоминаниями о том, как она начала свою юридическую карьеру – пришла работать секретарем суда после окончания школы. “Протоколы писали вручную, порой за день исписывала четыре стержня авторучки, – рассказала Елена Сергеевна. – Через несколько лет, приобретя неоценимый опыт, получила высшее юридическое образование. Профессия судьи очень ответственна и предполагает не только знание законов, но и жизненный опыт, нет похожих друг на дел, даже если они ведутся по одному составу преступления, и здесь важно умение увидеть все обстоятельства, тонкости и нюансы каждого дела”, – рассказала Елена Панченко. Ребята задавали вопросы о принципах работы судов, о гражданском судопроизводстве, которое они недавно проходили на обществознании, и, конечно, о том, какими знаниями и качествами должен обладать судья и как получить такую профессию. Судьи рассказали старшеклассникам, что порядок назначения на должность судьи и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе “О статусе судей в Российской Федерации”. Согласно этому закону судьей может стать гражданин Российской Федерации, который, во-первых, имеет высшее юридическое образование. Во-вторых, достиг определенного возраста: 25 лет для должности мирового судьи, судьи районного суда или арбитражного суда областного уровня; 30 лет для судей областных судов; 35 лет для судей Верховного Суда, и, наконец, 40 лет для судей Конституционного Суда. Для чего установлено ограничение по возрасту? Чтобы у человека был накоплен определенный жизненный опыт. Никому не понравится, если неопытный юрист начнет решать дела: ни ему самому, ни обществу, ни тем людям, чьи проблемы он будет решать. В-третьих, необходим определенный стаж работы по юридической специальности. Для судей мировых и районных судей – не менее пяти лет. Это абсолютно оправданные требования, поскольку человек, который только вышел из вуза, объективно не сможет работать судьей. Затем для старшеклассников провели экскурсию по зданию суда, ребята увидели залы заседаний, кабинеты судей, секретарей, отдел делопроизводства, архив и конвойное помещение.


В завершение экскурсии школьникам сказали, что ждут их тут снова, но, конечно, только в качестве сотрудников.
А. Давитьян