Заявления президента России Владимира Путина на саммите ШОС не только подтвердили основные задачи спецоперации на Украине, но и расставили акценты в вопросе возможных последствий как для ВСУ, так и для страны в целом. Если Киев продолжит разрушать гражданскую инфраструктуру Донбасса и не откажется от применения вооружений на юге, Украину могут ждать очень жёсткие действия


Наилучшим примером “предупреждения”, о котором сказал Владимир Путин, может служить удар по дамбе на реке Ингулец в Кривом Роге. Из-за разрушения плотины, обслуживание которой на протяжении десятилетий проводилось спустя рукава, на приграничном участке между Херсонской и Николаевской областями в оперативное окружение попала часть украинской группировки. Поднявшийся уровень реки Ингулец не только исключил возможность переброски подкреплений, но и отрезал несколько бригад ВСУ от снабжения.

Однако если углубиться в структуру энергосистемы Украины, можно понять, что вывод из строя всех объектов энергетики (построенных, кстати, при ненавистном Украине СССР) не такая уж сложная задача, какой может показаться на первый взгляд, зато с далекоидущими последствиями.

Инженер-гидротехник Николай Кулешов в беседе с корреспондентом информационного портала «Лайф» отметил, что в данный момент на Украине работает не менее десяти крупных ГЭС, и удар хотя бы по одной приведёт к «критическим изменениям ландшафта в стране».
Зная координаты и мощность ГЭС и значение некоторых дамб и плотин на Украине для экономики страны, можно сделать неприятный вывод: разрушение таких объектов, спровоцированное атаками ВСУ на мирное население как в Донбассе, так и в других регионах, будет иметь катастрофические, губительные последствия для жителей всех без исключения регионов Украины.

В конце августа на Украине произошло событие, напрямую связанное с устойчивостью ее энергосистемы. Постоянными обстрелами ВСУ перебили три из четырёх ЛЭП, идущих от Запорожской АЭС в сторону Украины, и фактически станция была отключена от электросетей. Из-за потери доступа к ЗАЭС Украина не только может лишиться денег за экспорт электроэнергии, но и рискует быть отрезанной от резервных энергомощностей в случае разрушения ТЭЦ и ТЭС.

Подобный “блэкаут” страна уже пережила: инциденты на двух главных ТЭС Левобережной Украины – Харьковской и Кременчугской – показали, что нарушение работы этих объектов приводит к отключениям Харьковской и Полтавской областей. Перераспределить нагрузки из-за выпадающих мощностей украинские энергетики не смогли: вслед за Харьковом и Полтавой “посыпались” энергосети Днепропетровской, Запорожской и Одесской областей, а эхо отключений докатилось до Киева и Чернигова.
Что касается оставшихся на Украине Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской атомных станций, то и они могут быть выведены из строя в случае необходимости. Об ударе по самим АЭС, разумеется, нет и речи, однако, по словам инженера-энергетика Андрея Волошко, для отключения станций от потребителей не нужно изобретать хитрые схемы. Если будет реализован именно этот сценарий, то атомные объекты Украины смогут работать лишь на минимальной мощности, обеспечивая электричеством даже не близлежащие районы, а исключительно себя.

Максимальная дальность крылатой ракеты “Калибр”, которой вооружают подавляющее большинство российских боевых кораблей, вдвое больше, чем необходимо для уничтожения критически важных объектов украинской инфраструктуры. В частности, именно такой запас по дальности пуска и позволяет кораблям Черноморского флота выполнять ударные миссии без риска для безопасности. При запуске ракеты из акватории Севастополя до питающих трансформаторов и линий электропередачи Ровенской АЭС ракета пролетит чуть более тысячи километров. Питающие узлы Хмельницкой АЭС находятся в 950 километрах по прямой из Севастополя. Магистрали и подстанции Южно-Украинской АЭС – на расстоянии в 400 километров от Севастополя, и могут быть поражены как крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, так и наземными комплексами “Искандер”.
Также в арсенале дальней и стратегической авиации ВКС находятся крылатые ракеты большой дальности Х-101, а запуск гиперзвуковой ракеты “Кинжал” из акватории Чёрного моря позволит поражать особо важные цели в любой точке Незалэжной за несколько минут. Этого арсенала достаточно, чтобы вывести из строя всю энергосистему Украины не за несколько дней, а за несколько часов, с возможностью наносить повторные удары в случае необходимости.

Если в дополнение к уничтожению ГЭС будет парализована работа тепловых электростанций, то из украинского энергосектора выпадет примерно 30% всего вырабатываемого электричества, и почти мгновенно возникнет его дефицит. Атомные электростанции Украины обеспечивают больше половины от всей генерации электроэнергии. Однако в случае изолирования АЭС от энергосистемы взять электричество в городских и областных сетях будет попросту негде. Привычная жизнь при реализации такого сценария перестанет существовать. Не будет отопления, связи, интернета, в магазинах перестанут работать холодильники, а на производствах еды и станциях очистки воды начнут скапливаться смертельно опасные бактерии.

На фоне таких последствий попадание ВСУ в “огневой мешок” покажется цветочками.