На днях мы сообщали, что главный рыбовод научно-экспериментального комплекса аквакультуры «БИОС» в выходные дни в июле 2021 года проигнорировала критически высокий температурный режим и не дала указание об увеличении подачи воды в один из прудов для водообмена и насыщения кислородом. В результате погибли 89 белуг. Ущерб оценен в  2,8 миллиона рублей. Сегодня расскажем подробнее об этом и других фактах деятельности бывшего главного рыбовода «БИОСа» Екатерины Яковлевой и ее руководителя 

Начнем с уже упомянутого преступления, за которое Яковлева судом была приговорена к штрафу и возмещению материального ущерба, – гибель по ее халатности 89 белуг. Даже цифры возраста рыбы, а каждой белуге было в среднем по 20 лет, совокупного веса погибших особей (около 4 тонн) и нанесенного федеральному бюджету ущерба почти 3 000 000 рублей не передают всей глубины случившегося. Дело не только в весе и в рублях. Это были белуги из маточного стада, которое необходимо для восстановления популяции.

С 2009 года ученые свидетельствуют о фактическом прекращении  естественного воспроизводства белуги в Волге. Надежды на возрождение популяции белуги в Каспийском море и без того призрачные, а потому гибель части маточного стада – ощутимый удар по генофонду белуги.

Кто же такая эта Екатерина Яковлева? После окончания АГТУ она в 2007 году пришла в экспериментальное рыбохозяйство “БИОС”. Прошла путь от ведущего рыбовода бассейнового цеха до руководителя подразделения по работе с производителями, а в 2019 году стала главным рыбоводом НЭКА «БИОС». Имеет почетные грамоты от КаспНИРХа и Севкаспрыбвода. И вот по ее халатности погибли 89 белуг маточного стада.

Как сообщает сайт, дело о гибели белуг грозит обернуться еще более серьезными проблемами, притом не только для самой Яковлевой. 

Руководство КаспНИРХа вступилось за свою сотрудницу. С  марта 2021 года руководителем КаспНИРХ стал Виталий Плюхин, который на протяжении четырех лет был начальником “БИОСа” и назначил Екатерину Яковлеву на ответственную должность. Вопросы вызывает то, что в суде Екатерину Яковлеву защищал дорогой адвокат из Москвы Роман Белобородов, услуги которого оплачены из фондов института. И по странному совпадению одновременно с наймом адвоката Романа Белобородова премиальный фонд сотрудников КаспНИРХ был урезан на 50%. 

Здесь уместно напомнить, каким важным делом призван заниматься КаспНИРХ. Одна из его основных задач – воспроизводство молоди рыб осетровых видов. И выполняется она по государственному заданию на базе одного из структурных подразделений – научно-экспериментального центра БИОС, расположенного в Икрянинском районе Астраханской области. Это предприятие – уникальный комплекс, имеющий статус племенного, где выращивают молодь краснокнижных видов рыб – белуги, русского осетра, севрюги, стерляди, – выпускают ее в реки. Получить из икринки малька и вырастить из него молодую рыбку, способную выжить в естественной среде обитания, – дело науко- и трудоемкое. Тут нужны  и  специальное оборудование, и точное соблюдение технологий сотрудниками. А еще нужны немалые средства. И государство эти средства выделяет. Суммы с несколькими нулями. Вот только порой идут они совсем не на те цели, на которые предназначались.

Так, с 2020 по 2022 год на воспроизводство осетровых филиал получил более 22 миллионов рублей. Но не все деньги дошли до производственного процесса. Они осели в карманах руководящего состава в виде стимулирующих выплат. Говорят, от 200 000 до 700 000 рублей в месяц на человека. Досталось, в том числе и тогдашнему руководителю “БИОСа” Виталию Плюхину, и главному рыбоводу Екатерине Яковлевой. Последние двое, кстати, в исследовательской деятельности участие не принимали, как и в подготовке отчетной документации по государственному заданию. А вот вклад в работу рыбоводов, научных сотрудников, капитанов и экипажей судов, то есть тех, благодаря которым, собственно, и выращивалась молодь краснокнижников, был премирован весьма скромно, их ежемесячные премии в тот же период составляли от 500 рублей до 2000 рублей. Вот такая огромная разница в благодарности «плебеям» и «патрициям» по-астрахански. Да и сами зарплаты у сотрудников совсем небольшие. Не случайно на предприятии кадровый голод. Многие в поисках лучшей доли увольняются, а очереди желающих заполнить освободившиеся вакансии не наблюдается.

“БИОС” испытывает сегодня трудные времена. И дело не только в кадровых проблемах. К примеру, требует замены водоподающее оборудование, с помощью которого маточное стадо обеспечивается кислородом, поддерживается необходимый температурный режим и другие условия содержания. Увеличение подачи воды проводится не в автоматическом, а в ручном режиме, и именно из-за того, что Яковлева забыла дать указание на увеличение подачи воды в один из прудов для водообмена и насыщения кислородом, погибли 89 белуг. Конечно же, Яковлева попала под следствие. А бывший руководитель научно-экспериментального центра “БИОС”, потом назначенный директором КаспНИРХа, Виталий Плюхин всячески пытался затянуть расследование (может быть, это такая позиция – сделать крайним другого, а самому остаться чистеньким), даже оплачивал услуги адвоката для защиты Яковлевой. Но не из своего кармана, а за счет средств КаспНИРХа. Может поэтому научному коллективу обрезали все премиальные на 50 % без объяснения причин? Как в 2021 году, так и в 2022-м. И такая растрата казенных денег стала мотивом для проверки Следственного комитета.

Казалось бы, фактов предостаточно. Но Плюхину все нипочем. Вряд ли такое могло произойти без покровительства со стороны руководства КаспНИРХа. Ведь закрывали же они несколько лет глаза на перевод на премии денег, предназначенных для проведения модернизации, закупки научного оборудования и реализации научных проектов. Прикрывают своего товарища и сейчас. Да и сами отвечать за гибель рыбы в своем подразделении не торопятся. Известно, что на обращение Следственного комитета признать причиненный ущерб и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности от руководителя КаспНИРХа был получен категорический отказ.

Следователи предприняли еще одну попытку. В марте 2023 года они направили запрос в центральный офис «ВНИРО», филиалом которого и является КаспНИРХ. Опять-таки, для подтверждения ущерба, нанесенного незаконными действиями Плюхина. Но и здесь был получен такой же категорический отказ. А Виталий Плюхин, тем временем, с поста руководителя КаспНИРХа был уволен. Причем, по статье, по которой теперь возбудить в отношении него уголовного дела без признания ущерба нельзя, таковы уж законодательные нюансы. Так что отвечать за 

Чем завершатся проверки КаспНИРХа Следственным комитетом, пока неизвестно. Но очень бы хотелось, чтобы научная деятельность института не пострадала. Каспийский институт – важный отраслевой узел. Сейчас, когда вся страна находится в кольце санкций и встает на рельсы импортозамещения, крайне важно, чтобы КаспНИРХ продолжал и наращивал научную работу, и именно на это шли выделяемые институту государственные средства.