Казахстан реализует проект Транскаспийского международного транспортного коридора (так называемый Средний коридор). Идея заключается в увеличении перевозок товаров из Китая в Европу через Азербайджан и Турцию в обход России. Очевидно, что Астана, Баку и Анкара затеяли нечестную игру в ущерб интересам Москвы
“Казахстан собирается к 2030 году существенно увеличить грузопоток по Транскаспийскому международному транспортному коридору (ТМТК) с показателем в 500 000 контейнеров в год. Спрос на диверсифицированные маршруты и логистические проекты растёт, и Страны Центральной Азии активно работают над упрощением процедур торговли. Президент Казахстана подчеркнул важность полного использования потенциала ТМТК. Средний коридор превратился в ключевой торговый маршрут между Европой и Азией“, – сообщил на саммите Совета сотрудничества стран Центральной Азии и Персидского залива в Саудовской Аравии президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Да, в последнее время значение ТМТК возросло, так как экспорт через Россию становится затруднительным из-за украинского конфликта. Средний коридор превратился в важнейший торговый маршрут между Европой и Азией, предлагающий значительные экономические выгоды и короткое время транзита. Основными морскими пунктами на маршруте являются порты в Баку, в Актау и в Туркменбаши. По сравнению с Северным коридором Средний коридор обеспечивает экономичный и быстрый торговый маршрут, сокращая расстояние на 2000 километров, а время в пути – на 15 дней по сравнению с морскими маршрутами. Средний коридор открывает новые возможности для грузопотоков в Азии, позволяя товарам достигать Ближнего Востока, Северной Африки и Средиземноморья за счёт интеграции портовых соединений в Турции. Ожидается, что Средний коридор позволит странам Южного Кавказа и Центральной Азии получить выгоду из торговли между Китаем и Европой на сумму около 600 млрд долларов в год.
Кроме того, Казахстан увеличивает экспорт сырой нефти через Азербайджан «для диверсификации экспорта энергоресурсов по нероссийским маршрутам». Ранее было подписано соглашение между азербайджанской компанией “SOCAR” и казахстанской «КазМунайГаз». Документ предусматривает транспортировку 1,5 млн тонн нефти ежегодно с месторождения Тенгиз по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Поток казахстанской нефти с месторождения Тенгиз по этому нефтепроводу в первом квартале 2023 года составил 19 200 тонн, а во втором квартале увеличился в 18 раз (!) и достиг 347 100 тонн.
Несмотря на нечестную игру Казахстана, Азербайджана и Турции, которую они ведут явно в ущерб Москве, у России имеются свои козыри. Так, РФ, сотрудничая с Китаем, в будущем может полностью отказаться от параллельного импорта товаров через Казахстан. И тут Астане есть что терять. С введением западных санкций объём экспорта электроники из Казахстана в Россию вырос в 22 раза. С одной стороны, Казахстан не хочет навлечь на себя западные санкции, с другой – боится потерять сотрудничество с Россией. В 2022 году объём двусторонней торговли между Россией и Казахстаном увеличился на 2 млрд долларов, достигнув 26 млрд. Экспорт из Казахстана в Россию в 2022 году вырос на 25% и составил 8,8 млрд долларов. В экспорте из России в Казахстан преобладают машины, оборудование и транспортные средства, каучук, продукты питания, химическая и сельхозпродукция.
Помимо укрепления сотрудничества с Китаем, Россия налаживает партнёрство с Ираном. Обсуждается развитие российско-иранского коридора из Каспийского моря к строящемуся транспортному терминалу Чобахар в Аравийском море. Один из советников Путина Игорь Левитин продолжает регулярно посещать Тегеран. Во время своего последнего визита Левитин встретился с высокопоставленными иранскими чиновниками, включая первого вице-президента Ирана Мохаммада Мохбера и секретаря Высшего Совета нацбезопасности Ирана Али Шамхани. Неоднократные визиты Левитина связаны с переговорами между Тегераном и Москвой о завершении строительства Международного транспортного коридора «Север-Юг» – нового торгового маршрута, соединяющего Индийский океан с Россией через Иран.
МТК “Север-Юг” существенно сократит зависимость России от Турции, увеличив возможности РФ для экспорта зерна и углеводородов в обход пролива Босфор. Развитие маршрута с высокой долей вероятности исключит участие Туркмении в казахстанском проекте ТМТК, значительно ослабив позиции Казахстана в Центральной Азии.
Фото: https://yandex.ru