Как безопасно покупать товары на маркетплейсе и сохранить данные, рассказал руководитель Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик
Активное развитие дистанционных платежных сервисов, лежащих в основе бизнес-модели маркетплейсов, постоянно поддерживает интерес мошенников к этим площадкам. В случае с маркетплейсами применяются самые изощренные схемы обмана. По данным одного из крупнейших маркетплейсов страны, 66% клиентов онлайн-магазинов хотя бы раз были обмануты мошенниками. Существует три главных способа обмана: покупатель переводит деньги по незнакомой ссылке, а продавец перестает выходить на связь; мошенник представляется сотрудником службы безопасности или службы поддержки и выманивает персональные данные; злоумышленники различными способами заставляют перейти по ссылке на фишинговый, то есть поддельный, сайт, аналогичный сайту онлайн-магазина и через него крадут деньги.
Онлайн-шопинг в современном мире требует соблюдения базовых правил кибербезопасности. К ним можно отнести следующие:
Придумать и регулярно обновлять сложный пароль к своему аккаунту на телефоне, планшете и компьютере. Более надежную защиту ваших данных обеспечит двухфакторная аутентификация: для входа в профиль потребуется ввести не только логин/пароль, но и код из СМС;
Не передавать свои электронные устройства в другие руки, в том числе своим детям; не выходить «за территорию» мессенджеров электронной площадки на прямое общение с продавцом, именно с этого в большинстве случаев начинаются мошеннические схемы;
Не переходить по сторонним ссылкам от неизвестных, например, клиент читает отзывы на заинтересовавший его товар и видит комментарий другого клиента со ссылкой на аналогичный товар, но якобы более качественный. Переходить по таким ссылкам опасно – автоматически может начаться загрузка вредоносного ПО на устройство, в результате злоумышленники могут получить ваши личные данные и возможность входа в ваш личный кабинет;
Не совершать онлайн-шопинг через открытые сети Wi-Fi. Если вы совершаете покупки не через защищенную домашнюю сеть, лучше воспользоваться интернетом через мобильную сеть 4G;
Для расчетов в Интернете лучше использовать отдельную карту, держать ее пустой до момента оплаты и пополнять перед оплатой только на сумму покупки. Кроме того, практически все банковские приложения позволяют установить максимальный лимит расходов по карте.
Что делать, если ваш личный кабинет взломали и от вашего имени оформили и оплатили заказ?
Если такое произошло, нужно как можно скорее отменить заказ и обратиться с жалобой в маркетплейс. В жалобе необходимо подробно описать произошедшее и потребовать возврат средств. Если торговая площадка откажет в возврате, нужно зафиксировать этот факт. Например, сделать скриншот переписки со службой поддержки. Это пригодится для будущих разбирательств.
Вернуть деньги в случае отказа торговой площадки поможет чарджбек (сhargeback) – это возможность вернуть деньги через банк. Однако, если деньги за товар, который пользователь не заказывал, вернуть удастся, то со штрафом за отказ от покупки это сделать уже сложнее. Избежать списания средств поможет только блокировка банковской карты. В этом случае взыскать деньги за доставку товара либо штраф за отмену маркетплейс сможет только в судебном порядке. Чтобы отстоять свою правоту в суде, потребителю необходимо доказать, что он не заказывал товар, а аккаунт был взломан. Чтобы маркетплейс больше не хранил и не обрабатывал персональные данные пользователя, в том числе данные карты, которые сохраняются даже после их удаления из ЛК, нужно направить письменный отзыв своего согласия на обработку персональных данных.
Каждая ситуация разрешается индивидуально, поэтому необходимо собирать и хранить все возможные подтверждения действий злоумышленников.
Фото: https://rv-ryazan.ru/wp-content/uploads/2020/11/Безопасный-шоппинг.png ; https://com-business.ru/wp-content/uploads/6/f/3/6f3e189e056f18e6cd00f67467faa6d7.jpeg