Дума Астраханской области внесла законопроект об усыплении животных без владельцев. Через 15 дней животные подлежат умерщвлению. Мы решили узнать мнение эксперта. В этом нам поможет владелец приюта «Верный друг», региональный координатор федерального партпроекта «Защита животного мира» Светлана Марченко

– Каждый законопроект  можно рассмотреть с нескольких аспектов. Каково Ваше мнение?

– Нынешний законопроект разработан вразрез федеральному закону и, естественно будет подвергнут в дальнейшем  пересмотру и найдут, кто отвечать за это будет. Во всяком случае, так говорит официальный представитель госдумы, курирующий внесение изменений в ФЗ-498 на уровне федерации. Но дело уже будет сделано.

– Есть ли обратная сторона законопроекта?

– Да. Большое заблуждение, что зоозащитники  хотят видеть бездомных животных на улице. Конечно же нет. Но они не видят  альтернативы и не хотят, чтобы слабые, зависящие от человека существа  были поголовно уничтожены. Поясню. Как практик в регулировании численности животных, скажу, что при принятии законопроекта «под нож» пойдут абсолютно неконфликтные, добрые животные, которые идут в руки. Их легче отловить. Те, которые представляют угрозу, обычно более осторожны, и близко к человеку не подходят. Их тоже можно отловить с помощью наркоза, но это затратнее и сложнее. А вот те, кто находится в степях, а они там оказались с помощью людей, которые  вывозили их подальше по каким-либо причинам, вот эти животные представляют угрозу. И они будут приходить близко к людям в надежде найти корм, если собак совсем не будет в населенных пунктах на улицах. Будут приходить и дикие животные: лисы, волки, еноты. А они находятся в зоне риска по таким заболеваниям, как бешенство.

Если говорить о владельческих животных, то своих собак они уже не найдут. Да, мы боремся с самовыгулом, но подчас собака теряется, убегает, отвлекшись на что-то, их крадут, а потом выбрасывают в других районах. Да, есть и такое..

-Почему не найдут?

– Так называемое «усыпление» будет происходить не в приютах, а в пунктах временного содержания, о которых вряд ли кто-то будет знать. Тем более со сроком поиска в 15 дней. К нам толпами приходят люди, которые ищут своих питомцев. У бабушек и дедушек подчас сенсорных телефонов нет и в инете они не бывают. 

Опять же как будет проходить «гуманное» усыпление. Если сейчас зоозащита может отследить качество и количество животных по стерилизации, то сомнительно, что они будут присутствовать при эвтаназии: гуманно проведена процедура или нет. А усыпление «кувалдой по голове», жесткое отравление и сжигание живьем в печи мы в Астрахани уже проходили. Ведь наркоз стоит очень больших денег. А без него гуманным усыпление невозможно. Задайтесь вопросом: будут ли исполнители тратиться на «гуманность»?

– Так что же делать? Как решить вопрос о сокращении собак на улицах?

– Повторяла это десятки раз. Скажу и сейчас: только комплексно. С помощью договоренности и органов власти, и общественников со стороны зоозащиты, и в рамках исполнения федерального Закона.  Любое другое действие может привести к конфликтным ситуациям с одной или с другой стороны.

Я уже не раз поднимала эту тему. Как один из вариантов в прошлом году я предложила объединить  вновь созданные приюты для животных почти в каждом районе области и рядом с городом под началом Фонда. Но как таковой поддержки от власти не получила, хотя идея не требовала расходов из бюджета, необходима была организационная помощь. Одобрение было лишь со стороны ветслужбы и зоозащитников, опять же не всех. Суть проекта была в том, чтобы размещать в эти приюты собак до доживания. Результат был бы  очевиден. Но без крови и возмущения той и другой сторон. Я имею ввиду тех, кто собак ненавидит и боится, они имеют на это право, и тех, кто защищает тех, кого приручил. Они также имеют на это право.