Что такое маркировка товаров и зачем она нужна?
- обычный линейный штрих код, который состоит из вертикальных полосок и цифр под ними;
- Data Matrix, немного похожий на QR-код;
- QR-код, который выглядит как квадрат с тремя квадратами по углам.
Обычный штрих код используют для товарного учета. Например, продавец на кассе сканирует его и вносит данные о товаре в чек для покупателя, а информацию о продаже — в учетную систему. QR-код чаще используется на упаковке товара, чтобы дать покупателю дополнительную информацию о продукте или бренде.
Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках. По-другому его называют КиЗ — контрольно-идентификационным знаком. Например, в коде маркировки молочной продукции зашифрованы данные о сроке годности и наличии ветеринарного сертификата, а в КиЗе на пачке сигарет — допустимая минимальная стоимость.
Продавцу маркировка помогает развивать честную конкуренцию. Контрафактные продукты могут стоить дешевле рынка, а из-за низкого качества они снижают интерес покупателей.
С момента выпуска с завода товар все время отслеживается. Это необходимо для контроля качества продукции, соблюдения правил перевозки, хранения и соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам.
Маркировать товары должен производитель. Это требование актуально и для тех продавцов, которые производят товар своими руками или на собственном производстве. Важно, что самозанятый не может работать с маркировкой товаров. Нужно, чтобы у продавца было ИП или любая другая форма занятости.
Ведь как для закона, так и для покупателя эта отметка — возможность проверить товар на безопасность.
Для чего вводят маркировку?
Цель обязательной маркировки — ограничить распространение подделок и контрафакта, обезопасить потребителя.
Когда покупатель видит код на товаре, он может быть уверен, что продукция соответствует определенным стандартам и проверена производителем.
Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировки:
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- молочная продукция;
- безалкогольные напитки;
- упакованная вода;
- лекарства;
- табачная продукция;
- товары легкой промышленности;
- обувь;
- шубы;
- медицинские изделия;
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- биологические активные добавки к пище;
- антисептики;
- кресла-коляски.
Статью подготовила старший специалист 1 разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах Плесункова Ю.В.
Фото: https://ru.freepik.com