Что такое маркировка товаров и зачем она нужна?

  • обычный линейный штрих код, который состоит из вертикальных полосок и цифр под ними;
  • Data Matrix, немного похожий на QR-код;
  • QR-код, который выглядит как квадрат с тремя квадратами по углам.

Обычный штрих код используют для товарного учета. Например, продавец на кассе сканирует его и вносит данные о товаре в чек для покупателя, а информацию о продаже — в учетную систему. QR-код чаще используется на упаковке товара, чтобы дать покупателю дополнительную информацию о продукте или бренде.

Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках. По-другому его называют КиЗ — контрольно-идентификационным знаком. Например, в коде маркировки молочной продукции зашифрованы данные о сроке годности и наличии ветеринарного сертификата, а в КиЗе на пачке сигарет — допустимая минимальная стоимость.

Продавцу маркировка помогает развивать честную конкуренцию. Контрафактные продукты могут стоить дешевле рынка, а из-за низкого качества они снижают интерес покупателей.

С момента выпуска с завода товар все время отслеживается. Это необходимо для контроля качества продукции, соблюдения правил перевозки, хранения и соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам.

Маркировать товары должен производитель. Это требование актуально и для тех продавцов, которые производят товар своими руками или на собственном производстве. Важно, что самозанятый не может работать с маркировкой товаров. Нужно, чтобы у продавца было ИП или любая другая форма занятости.

Ведь как для закона, так и для покупателя эта отметка — возможность проверить товар на безопасность.

Для чего вводят маркировку?

Цель обязательной маркировки — ограничить распространение подделок и контрафакта, обезопасить потребителя.

Когда покупатель видит код на товаре, он может быть уверен, что продукция соответствует определенным стандартам и проверена производителем.

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировки:

  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • молочная продукция;
  • безалкогольные напитки;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • табачная продукция;
  • товары легкой промышленности;
  • обувь;
  • шубы;
  • медицинские изделия;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • биологические активные добавки к пище;
  • антисептики;
  • кресла-коляски.

Статью подготовила старший специалист 1 разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах Плесункова Ю.В.

Фото: https://ru.freepik.com