Накануне власти Приднестровья объявили о «красном» уровне террористической опасности, который продлится до 10 мая в связи с обстрелом из гранатомета здания министерства госбезопасности ПМР в Тирасполе 25 апреля, атакой на воинскую часть в поселке Парканы, а также взрывом двух антенн республиканского радиоцентра в поселке Маяк. В атаке на здание МГБ Следственный комитет непризнанной республики подозревает лиц, проникших в ПМР с территории Украины и вернувшихся на нее. 

При этом советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович  выступил с заявлением: “Украина готова взять контроль над территорией непризнанной Приднестровской Молдавской республики, если Киев получит соответствующую просьбу от Кишинева. Это территория суверенной Молдовы. Молдова должна обратиться за помощью к Украине и Румынии из-за обострения в Приднестровье. Если Молдова обратится к Украине, то мы можем взять под контроль Приднестровье. Сил для этого у ВСУ достаточно”.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль очень внимательно наблюдает за ситуацией в Приднестровье, и Москва хотела бы избежать сценария, при котором ей придется вмешаться в конфликт между ПМР и Молдавией.

Обострение в Приднестровье не случайно. По мере продолжения российской специальной военной операции на Украине некоторым геополитическим игрокам в регионе становится понятным, что время уходит. В данном случае речь идёт о Румынии, мечтающей присоединить к себе Молдавию. В интересах Бухареста действует и нынешнее прозападное руководство Республики Молдова. Именно с желанием побыстрее и безвозвратно закрепиться в орбите западного влияния связана спешная подача 3 марта 2022 года президентом Молдавии Майей Санду заявления о вступлении в Евросоюз. Надо полагать, что Румыния опасается, что в случае выхода российских войск через Одесскую область к границам Приднестровской Молдавской Республики из её потенциальной сферы влияния полностью выпадет не только Приднестровье, но и сама Молдавия.

Очевидно, что поглощение Румынией Молдавии не отвечает геополитическим интересам России. Понимают это и в Бухаресте. Поэтому там с тревогой узнали об основных задачах второй фазы российской специальной военной операции. Их 22 апреля 2022 года на годовом собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области огласил исполняющий обязанности командующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев: «С начала второй фазы спецоперации, а она началась два дня назад, одной из задач Российской армии является установление полного контроля над Донбассом и Южной Украиной. Это позволит обеспечить сухопутный коридор в Крым, а также воздействовать на жизненно важные объекты украинской экономики. Контроль над югом Украины – это ещё один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».

Что касается Украины, то она, конечно же, может действовать в едином замысле с Румынией, тем более что центр управления-то один – Вашингтон (НАТО). Однако интерес Киева больше практический. Его интересует в первую очередь крупнейший в Европе склад боеприпасов советского образца. Он находится в селе Колбасна на территории ПМР. Как утверждают эксперты, этого количества боеприпасов Южному фронту ВСУ хватило бы на десятилетия ведения боевых действий. И логистика здесь удобная, объект расположен всего в нескольких километрах от границы с Украиной.

В интернете уже описан сценарий, когда удар по Приднестровской Молдавской Республике будет нанесён с двух сторон: Молдавией совместно с Румынией с одной стороны и Украиной с другой.

Однако есть основания полагать, что молдавское руководство не захочет вторгаться в ПМР, ведь это будет нападением на российских миротворцев. Слишком большой риск для Молдавии, риск потерять всё. В случае вторжения в ПМР Россия, безусловно, отреагирует военными средствами и потом, выйдя на границы Приднестровья, не остановится, а пойдёт до границы с Румынией. То есть Молдавии больше не будет. Полагаю, что большого желания вторгаться в Приднестровье нет и у Бухареста: убийства российских военных Москва не простит.

Что можно посоветовать и Кишинёву, и Бухаресту? Не становиться Украиной и почаще вспоминать слова ныне покойного генерала Александра Лебедя, сказанные им в бытность командующим 14-й гвардейской армией, расквартированной в Приднестровье: «Завтра я буду завтракать в Тирасполе, а если упадёт хоть одна пуля в Приднестровье — обедать я буду в Кишинёве, а ужинать в Бухаресте».

Фото из сети Интернет