Сколько бы ни писал в своем Twitter украинский лидер, что “Украина является центром и сердцем Европы по устремлениям, ценностям, духу и географии”, этой стране, безнадежной окраине с распространившимся нацизмом, очень высоким уровнем коррупции и выраженной склонностью к финансовому паразитизму, европейские партнеры отводят разве что место “предбанника”.
После обставленного в лучших голливудских традициях апрельского визита в “осажденный” Киев председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, к которому принимающая сторона приурочила драматическую постановку “Резня в Буче”, Зеленский и укро-пропаганда усиленно формировали у жителей незалэжной представление, что вопрос о скором приеме в ЕС – дело решенное. Мол, надо всего лишь заполнить пару анкет, и уже на июньском саммите Объединенной Европы будет объявлено о наделении Украины статусом кандидата в члены Евросоюза. Опросники чиновники заполнили и передали в Брюссель в рекордные сроки. Но на этом дело и застопорилось. Занервничав, Зеленский принялся обзванивать европейских лидеров, требуя немедленно прояснить вопрос. Миссия успокоить проблемного пациента выпала Макрону, чья страна в этом полугодии “дежурит” в Совете Европы. Он успокоил украинского коллегу, заверив, что в июне заявка Украины обязательно будет рассмотрена, заодно посулив новые поставки вооружения для ВСУ.
При этом Макрон еще 9 мая в рамках празднования Дня Европы рассказал депутатам Европарламента о посетившей его идее создания “Европейского политического сообщества”, которое позволит “демократическим нациям континента найти новые области сотрудничества в политике, безопасности, энергетике, сферах транспорта и миграции”. Затею Макрона в тот же день горячо поддержал, назвав “очень интересной”, канцлер ФРГ Шольц.
И вот на заседании Европейского экономического и социального комитета в брюссельском Delors Building 18 мая председатель Евросовета Шарль Мишель выступил с “прорывной” идеей создания “Европейского геополитического пространства” – своего рода филиала ЕС для стран, стремящихся стать его полноценными членами, но пока не получивших свой “счастливый билет”. В него должны войти участники “Ассоциированного трио” – Украина, Грузия и Молдавия, а также не успевшие заскочить в Евросоюз государства Балканского региона (Сербия, Северная Македония, Черногория, Албания, Босния и Герцеговина) и “другие европейские страны, с которыми у нас тесные отношения” (методом исключения можно догадаться, что речь идет о Турции – “ветеране” стояния в очереди на членство). Цель проекта, по словам Мишеля, состоит в “сближении и углублении оперативного сотрудничества для решения общих проблем, содействия миру, стабильности и безопасности на нашем континенте”, а его участники смогут подключаться к реализуемым под эгидой Брюсселя программам в сферах образования, науки, транспорта и энергетики, которые “не требуют согласования нормативных актов, но могут принести ощутимую взаимную выгоду”. При этом из выступления еврочиновника вытекало, что членство в этом “клубе”, который СМИ окрестили “ЕС для бедных”, вовсе не означает последующего приема в Союз. Так по-европейски элегантно Брюссель фактически кинул Зеленского и громадян, поверивших его заявлениям о том, что чуть ли не в этом году ЕС повесит себе на шею откроет свои двери для руинированной и проблемной Украины. Однако, расписав чудесные перспективы, открывающиеся перед участниками проекта, Мишель четко дал понять, что ждать кандидатам в Евросоюз и кандидатам в кандидаты особо нечего: “Я хочу быть предельно ясным с самого начала. Эта инициатива не является гарантией для тех, кто участвует в проекте, что в один прекрасный день они станут членом Европейского Союза”.
То есть в переводе с пафосно-еэсовского на человеческий, речь идет об очередной платформе-прокладке для “углубления сотрудничества”, коих Брюссель за последние 30 лет наплодил великое множество – “Северное измерение”, “Восточное партнерство”, “Средиземноморский союз”, соглашения об ассоциации… Никому и ничего участие в этих “интеграционных” проектах не гарантирует – Брюссель развивает “сотрудничество” только в тех сферах, где выгодно ему, не сильно заботясь об интересах “партнеров”. Партнерам же предлагается проводить политические, экономические, судебные, антикоррупционные и прочие реформы, призванные “приблизить к демократическим стандартам, необходимым для вступления в ряды Евросоюза”. Таким образом, ЕС одновременно распространяет во вне свое политическое влияние и извлекает профит в виде неограниченного доступа своих компаний и товаров на рынки купившихся лохов “партнеров”, заключения выгодных контрактов, выкачивания ресурсов, получения дешевой рабочей силы, при этом за счет квот на экспорт, спецрегламентов и прочих барьеров не допуская ущерба для себя. Получается игра в одни ворота, за участие в которой обещается когда-нибудь взять в Евросоюз. Может быть.