В интервью телеканалу «Россия 24» 14 июня президент Казахстана Токаев сообщил, что Казахстан не отказывется от союзнических обязательств перед Россией, но взаимодействие с Москвой будет строиться в рамках санкционного режима. Казахстан будет соблюдать все ограничения, которые мировое сообщество наложило на Россию. “Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики”, – сказал он.

По его словам, Казахстан сегодня взаимодействует с российским правительством и пытается выстроить формат взаимодействия, который не предполагает нарушения санкционного режима. «Идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением между Сциллой и Харибдой… Ситуация уникальная», — констатировал Токаев. 

Надо же, “между Сциллой и Харибдой”… Скорее, тут больше подходит другая крылатая фраза, про “и рыбку съесть…” 

Кстати, ни Крым частью России, ни независимость ДНР и ЛНР Казахстан не признал, а воевавшие за Донбасс с укронацистами добровольцы там  сидят в тюрьмах. Причем, никаких активных действий МИД России по этому поводу до сих пор не предпринял, очевидно, опасаясь потерять своего и так не слишком надёжного “многовекторного” союзника. Вот только во что вылилась такая же тактика, годами применявшаяся к домайданной Украине, хорошо известно. Любая ситуация имеет тенденцию к развитию. И когда в Казахстане (явно не без помощи извне) в январе этого года вспыхнул мятеж, остановить его удалось только после вмешательства ОДКБ, других помощников не нашлось. И это – хороший повод задуматься президенту Токаеву о том, с кем стоит дружить, а кто тобой только пользуется. Не получится в нынешних условиях глобального противостояния, подобно знаменитому Труффальдино из Бергамо, работать по принципу “и вашим, и нашим”, получая преференции в обоих местах. Ибо, как очень точно сказано в Евангелии, “или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть”.

Выберет ли Казахстан путь равноправного союза с Россией и евразийской интеграции, либо согласится с малопочтенной ролью орудия в чужих руках, зависит, конечно, от него. Но выбор делать придётся.