С середины прошлой недели сотни пассажиров Астраханской области остались без общественного транспорта — 13 межмуниципальных маршрутов не смогли работать по причине того, что у перевозчиков истек срок разрешительных документов. Особенно это ударило по жителям пригородных районов, ведь многие из низ работают и учатся в Астрахани. 

Проблема обозначилась 15 июня. На линии не вышли маршрутки, отправляющиеся из Астрахани в Яксатово, Фунтово, Харабали, Тишково, Лиман и по другим направлениям. Перевозчики объяснили скопившимся на остановках людям, что срок действия временных маршрутных карт закончился, и если они выйдут на маршруты, им грозят  штрафы 300 тысяч рублей. Предприниматели сообщили, что не раз предупреждали чиновников из областного министерства транспорта об окончании срока действия временных маршрутных карт, но ситуация не решалась, что привело к транспортному коллапсу. В минтрансе пообещали в короткие сроки выправить ситуацию. Представители министерства, комментируя произошедшее, упрекнули группу перевозчиков в «саботировании транспортной реформы». Те якобы «препятствуют входу на рынок новых, более социально ориентированных участников и обратились в УФАС области с жалобами, тем самым парализовав работу ряда маршрутов». Перевозчики с такими выводами не согласились. 

Началась вся эта история еще в 2015 году. По словам перевозчиков, минтрансом Астраханской области была допущена ошибка —  пригородные маршруты были записаны как регулируемые, что подразумевает проведение торгов и последующее заключение муниципальных контрактов на осуществление пассажирских перевозок. Позже УФАС выяснил, что все необходимые процедуры проведены не были. С декабря 2021 года минтранс проводил конкурсы, чтобы обеспечить перевозку пассажиров на данных маршрутах, временно продлевались карты. Ситуация дошла до того, что у перевозчиков срок действия карт заканчивается 29 июня сего года, а у кого-то закончился уже 15 июня, но вот продлить их Минтранс уже не может.

Перевозчики еще в сентябре 2021 года предлагали министерству принять документ планирования, перевести данные маршруты в разряд нерегулируемых, а также провести торги. Однако тогда этого не было сделано. В итоге, в заложниках оказались перевозчики, жители Астраханской области, оставшиеся без транспорта, и сам минтранс.

Жители Яксатово вместе с перевозчиками 17 июня приехали в министерство транспорта с вопросом «Что делать?».

Вот часть диалога жительницы села Яксатово с заместителем министра транспорта  Алексеем Валерьевичем Чепяковым.

У нас десятилетние договора заключались в 2011 — 2012 годах, это регулируемые тарифы. С выходом 220-го федерального закона поменялись правила заключения данных договоров, это подразумевает проведение закупки и субсидирование со стороны государства. Минтрансом  данные договора были продлены до 29.06.2022 года по одним маршрутам, и до 14.06.2022 года — по другим. Планировалось сделать изменение  перевозок с регулируемых на нерегулируемые для последующей выдачи свидетельств

Замминистра

Что, нельзя было решить это раньше, пока еще действовали все договора?

Жительница Яксатово

Мы должны принять документ о планировании и сделать изменение вида перевозок с регулируемых на нерегулируемые с проведением открытого конкурса. Мы объявляли открытый конкурс параллельно тем маршрутам, которые сейчас ходят, в частности на 117 маршрут. Но, по жалобам перевозчика, конкурсы были приостановлены УФАС. Получилось так, как получилось. Мы сейчас принимаем максимум мер  для того, чтобы решить эту проблему

Замминистра

Но что вы нам-то скажете, вот сейчас что мы должны делать? Пока эти договора еще были в действии, можно же было решить этот вопрос, а не дожидаться 15 числа? Нам что делать?

Жительница Яксатово

Мы сейчас прорабатываем вопрос в части договора фрахтования. Я думаю, что в течение дня мы внесем для себя ясность с юридической стороны

Замминистра

Значит, вы нам завтра уже обещаете, что у нас будет транспорт?

Жительница

Я вот сейчас с вами заканчиваю и еду в правовое управление. Меня там ждут, чтобы мы решали этот вопрос. Сегодня-завтра будет принято решение и все будут оповещены

Замминистра

В итоге с 20 июня общественный транспорт заработал, часть водителей получила новые временные свидетельства и дорожные карты. Они выдавались с 18 июня по вечер 20 июня.

Все делалось в спешке. Информацию о выдаче новых временных свидетельств и дорожных карт вывесили на сайте под выходные, не все перевозчики знали об этом и не успели заявиться на маршруты. Поэтому многие моменты будут оспариваться

сказал один из предпринимателей, работающий на пригородном маршруте

Сейчас предложения о выдаче временных свидетельств и дорожных карт без проведения конкурса поступили на маршруты № 232 Астрахань – Досанг, № 240 Астрахань – Бузан, № 517 Астрахань – Лиман, № 521 Астрахань – Тишково, № 543 Астрахань – Речное, № 544 Астрахань – Харабали, № 552 Астрахань – Мултаново, № 549 Астрахань – Яндыки, № 582 Астрахань – Гандурино, № 594 Астрахань – Хошеутово.

Интенсивная работа областного министерства транспорта по исправлению ситуации заметна. На официальном сайте министерства появился План регулярных пассажирских перевозок до 2026 года. Он утвержден Постановлением областного правительства от 17 июня 2022 года. Как следует из документа, перевозчикам вменяется в обязанность обновить подвижной состав. Средств из регионального бюджета на эти цели не предполагается, подчеркивается в Постановлении. До конца 2024 года машины должны быть оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GрS,  показатель соответствия подвижного состава экологическому стандарту должен быть не ниже ЕВРО-4. Также  должно произойти увеличение доли общественного транспорта средней и большой вместимости с доступностью для малобильных граждан. Планируется создание единой диспетчерской службы, которая будет следить за соблюдением графика работы общественного транспорта. Будут разработаны и установлены остановочные пункты. Этим же документом со второго квартала 2022 года изменяется и отменятся ряд межмуниципальных маршрутов. Так, отмене подлежат восемь сельских маршрутов с литерой «Н». Это № 107Н Астрахань – Икряное, № 109Н Астрахань – Красный Яр, № 113Н Астрахань – Тинаки, № 117Н Астрахань – Яксатово, № 116Н Астрахань – Фунтово, № 124Н Астрахань – Володарский, № 190Н Астрахань – Начало, № 216Н Астрахань – Фунтово-2, № 517Н Астрахань – Лиман. В то же время на второй квартал намечено проведение открытых конкурсов по этим направлениям с изменением вида регулярных перевозок. Вероятно, будет скорректирован тариф с нерегулируемого на регулируемый. В то же время будут изменены маршруты № 116 Астрахань – Фунтово, № 117 Астрахань – Яксатово и № 190 Астрахань – Начало. Изменения также коснутся еще 45 сельских маршрутов, из них 15 скорректируют до конца 2024 года. Как следует из предложений разработчиков Концепции транспортного планирования агломерации, которым выступил Российский дорожный научно-исследовательский институт, конечные остановки некоторых маршрутов планируется продлить или сделать заезд в села, где нет общественного транспорта. 

На второй квартал определено и проведение открытых конкурсов для перевозчиков. Всего выставлено 36 маршрутов. С другой стороны, в настоящее время еще идут разбирательства региональных минтранса и УФАС. По решению последнего торги приостановлены. Уже с 17 июня транспортное ведомство известило перевозчиков об отказе от проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Астраханской области на 53 маршрутах. 

По материалам https://kaspyinfo.ru/news/gorod/78401 и https://bloknot-astrakhan.ru/news/astrakhanskie-perevozchiki-i-zhiteli-sel-prishli-k-1489069