Сосед и партнёр России Казахстан все заметнее начинает обозначать свои “красные линии” в отношениях с Москвой. В Нур-Султане не намерены признавать независимость республик Донбасса, заявляют о некукоснительном соблюдении Казахстаном международных антироссийских санкций.
В начале этого года Россия помогла сохранить мир в Казахстане, избежать гражданской войны, а его президенту Касым-Жомарту Токаеву удержаться у власти. Но прошло несколько месяцев, и наш азиатский сосед и давний партнёр по ОДКБ официально отказался признавать независимость ЛНР и ДНР. Причём Токаев сделал это заявление в России, куда приехал по приглашению Владимира Путина на ПМЭФ в Санкт-Петербург. Заявление было сделано довольно неуклюже и не к месту, после часового выступления Путина.
“Вообще подсчитано, что если право нации на самоопределение будет реализовано, то вместо 193 государств, входящих сейчас в ОНН, на земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно, это будет хаос. По этой причине мы не признаём ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. Этот принцип мы применяем и к квазигосударственным объединениям, которыми являются Донецк и Луганск”, – “обрадовал” собравшихся в Питере Токаев.
Абсолютно очевидно, что тут он постарался угодить не только США и ЕС. Упомянув в своей речи Тайвань, Токаев “выстелился” перед Китаем, который за последние годы вложил, по его же собственным словам, свыше 21 млрд долларов в экономику Казахстана.
Казалось бы, в период проведения Россией военной спецоперации на Украине стоило бы встать членам ОДКБ плечом к плечу, как это сделала Белоруссия, а не устраивать политический раздрай, но не тут-то было.
Что заставило Токаева сделать такое заявление, ведь вряд ли он забыл о зимних волнениях на казахстанской земле, которые инспирировали спецслужбы Запада, а успокаивала Москва?
Уже через день после Питерского форума ситуация получила своё развитие. В Казахстане сообщили, что якобы Токаев отказался от награждения российским орденом Александра Невского. Тем временем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что никакого награждения Токаева не планировалось. Но, впрочем, если тот и отказался, то Москве ничего иного не оставалось делать. Дальше – больше. Пока в России обсуждали случившееся на форуме в Питере, появилась новость о том, что Россия заблокировала транзит казахстанской нефти через порт в Новороссийске. Причина – обнаруженные на дне вблизи установок по перекачке нефти мины и снаряды времён Великой Отечественной войны. Прозападные СМИ поспешили заявить о реакции Кремля на “выходку” Токаева, но уже утром понедельника в роли оправдывающегося выступило Минэнерго Казахстана. Чиновники отметили, что приостановка работы двух из трёх установок действительно связана с проведением спецработ на дне Чёрного моря и на объёме экспорта нефти не сильно скажется. Эта новость вызвала ответную реакцию у СМИ, которые в считаные часы стали заявлять, что в Нур-Султане “включили ответку” на действия Москвы и заблокировали перевозку 1700 вагонов с углём из России. Не исключено, что эта заготовка готовилась уже в момент выступления Токаева в Санкт-Петербурге. И вновь казахстанская сторона вынуждена была выступать в роли оправдывающейся. На этот раз Министерство индустрии и инфраструктуры Казахстана заявило, что фейк был направлен на дискредитацию отношений с Москвой.
“Данные сообщения являются вбросом. В действительности на территории Казахстана нет 1700 вагонов с российским углём. На путях РЖД тоже нет вагонов с углём, стоящих в направлении Казахстана или из республики”, – отчитались в министерстве. Москва на этот счёт промолчала.
И вот теперь – самое главное событие в этой цепочке. В понедельник МИД Казахстана сообщил о письме, которое прислала в Нур-Султан заместитель госсекретаря США Узра Зеи, отвечающая за вопросы прав человека и демократии. В нём говорится о том, что Вашингтон одобряет и поддерживает проводимые Касым-Жомартом Токаевым реформы. Речь шла о референдуме по Конституции, который состоялся 5 июня. Но почему тогда США ждали две недели, прежде чем высказать слова своей “безмерной поддержки демократическим началам в Казахстане”. Ответ очевиден – Вашингтон остался доволен выступлением Токаева в России, а референдум стал лишь поводом продемонстрировать, что, мол, “мы рядом”.
Ну и по-традиции заокеанские “хранители мировых демократических ценностей” заявили, что готовы помочь Казахстану в создании “открытых и восприимчивых институтов, а также в укреплении сферы защиты прав человека совместно с независимым гражданским обществом”. А примеров таких “удачных экспериментов с обществами” от Ирака до Украины – хоть отбавляй.
В свете столь резкой перемены риторики казахстанских властей, которые вроде как и с Россией, но и от США не отворачиваются, стоит упомянуть один момент. В этом году заканчивается срок действия пятилетнего соглашения о военном сотрудничестве США и Казахстана. Именно пять лет назад Вашингтон привлёк представителей Министерства обороны США, Бюро Национальной гвардии, Армии США и Национального университета обороны США, а также некоторых оборонных исследовательских учреждений для подписания соглашения и организации подготовки “своих кадров” в Казахстане – под боком у России и у Китая. Не правда ли, этот комплект “заинтересованных” напоминает ситуацию с Украиной. Взять и просто уйти из Казахстана Штаты не могут. В связи с этим представители Госдепа сразу после начала спецоперации России на Украине дважды в марте побывали в Алматы, где находится центр подготовки “миротворцев”.
США осознали, что проект “натовская Украина” и последовавшая попытка “вакцинации демократией” в Казахстане в январе уже провалены. Как говорят медики, прививку надо повторять каждые полгода. Время для “демократической ревакцинации” похоже, подошло.