Несмотря на то, что ранее анонсированный Зеленским законопроект о соцгарантиях и особом правовом статусе граждан Польши на Украине уже внесен в Раду и опубликован на ее сайте, спекуляции вокруг него в российском сегменте соцсетей и СМИ не утихают до сих пор.

Казалось бы, вот они, подробности, просто бери, смотри и анализируй. Но нет. Масса вроде бы серьезных людей продолжает писать вздор о том, что поляки на Украине будут чиновниками, госслужащими, судьями и полицейскими. Как ранее не раз и не два писали о якобы готовящемся вводе польской армии на территорию Незалежной. Все это говорит о том, что реальная картина происходящего, как и реальный образ украинского будущего в симбиозе с Польшей на периферии ЕС интересует таких российских “политических комментаторов” в последнюю очередь. Зачем, если у них в головах уже есть давно сложившаяся готовая картинка того, как «Польша оккупирует Украину», а если реальность этой картинке противоречит – тем хуже для реальности.

Так какие же права, в связи с чем, и на какой срок получат поляки на Украине в случае принятия законопроекта Зеленского, как это вписывается в концепцию распространения «мягкой силы» Варшавы и как поменяет ситуацию в будущем? Давайте обратимся к матчасти.

Итак, прежде всего следует уточнить, что речь в законопроекте идет не о «правах поляков», вытекающих из их этнического происхождения. В документе говорится исключительно о гражданах Республики Польша, находящихся на территории Украины. А если еще точнее, то  о «гражданах Республики Польша, их супругах и детях, которые в установленном порядке въехали на Украину с территории Республики Польша для временного пребывания, а также их дети, родившиеся на территории Украины».

Поляки по происхождению, но имеющие украинские паспорта и проживающие на украинской территории (по данным последней переписи это более 100 000 человек) не приобретают по этому законопроекту никаких дополнительных по сравнению с уже имеющимися прав и соцгарантий.

Во-вторых, речь не идет о каких-то правах и гарантиях, выделяющих их обладателей в какую-то особую группу по сравнению с остальными гражданами Украины. Никто никому не дает БОЛЬШЕ прав, чем другим или каких-то особых, исключительных прав, ни у кого другого не имеющихся. Речь идет о самых обычных возможностях для легального трудоустройства, бизнеса, получения образования, лечения или социальных выплат, которые положены по закону ВСЕМ гражданам Незалежной и которые с недавних пор предоставлены украинцам в Польше.

В их числе: трудоустройство без разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства; государственная регистрация как налогоплательщиков и получение регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика в соответствии с законодательством Украины; социальная защита, включающая право на обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам в соответствии с законодательством и международными договорами Украины; ведение хозяйственной деятельности на тех же условиях, что и граждане Украины; получение образования наравне с гражданами Украины; социальные выплаты согласно законодательству Украины; медицинское обслуживание в государственных медучреждениях на тех же условиях, что и граждане Украины.

Граждане Польши с медицинским образованием и квалификацией врача, медсестры, акушерки смогут работать на Украине на протяжении 18 месяцев без оформления дополнительных документов.

И самое, пожалуй, главное: вопреки распространенным в медиасфере мифам, речь не идет о предоставлении вышеперечисленных возможностей с этого дня и на всю жизнь. В законе четко оговорено, что речь идет исключительно о праве временно находиться на территории Украины на законных основаниях в течение 18 месяцев. К слову, у украинцев есть аналогичное право находиться на территории России без регистрации в течении 90 дней.

Неслучайно в преамбуле прямо записано, что этот закон является «ответом на принятие Республикой Польша Закона от 12 марта 2022 года о помощи гражданам Украины в связи с вооруженным конфликтом на территории этого государства, который действует с 24 февраля 2022 года».

А теперь несколько слов о том, к чему может привести данный закон на практике.

Пока что фактическая интеграция польской и украинской экономик и рынков труда идет в одностороннем порядке – из Украины в Польшу. Однако новый закон теоретически открывает аналогичные возможности и полякам.

Другое дело, что вряд ли они будут в обозримом времени стремиться уезжать из благополучной по украинским меркам Польши в нищую и охваченную войной Украину. Тем более что предлагаемые им украинские пособия и стипендии – это слезы по сравнению с тем что дает в этом смысле Польша.

Понятно, что сегодня рядовому поляку, мечтающему больше зарабатывать, нет смысла ехать на Украину – там зарплаты существенно ниже, чем у него на родине. И потому поляки едут не на восток, а на запад. Освобождая для украинцев рабочие места в самой Польше.

Уже сейчас в Польше работают миллионы украинцев, причем, многие вполне легально, и их число будет только расти, поскольку растут квоты на трудовые визы, а многие работники всеми правдами и неправдами перетягивают в Польшу свои семьи. Уже сейчас в польских школах и детсадах учатся десятки тысяч украинских детей. А с нового учебного года польская система образования примет 200 тысяч маленьких украинцев, которые в Польше смогут не только учиться, но и сдать экзамены в соответствии с польскими и евростандартами.

Причем, опять таки вопреки мифам, растет не только миграция неквалифицированного труда, но и труда вполне квалифицированного. И если кто-то гнет спину на клубничных полях, моет полы или работает на заводах-потогонках, то другие устраиваются на вполне приличные по постсоветским меркам места в здравоохранении, по инженерным специальностям, в айти-сфере, сюда же переносят производства и офисы многие украинские бизнесы, бегущие от войны в Незалежной.

«С начала 2020 года Украину покинули более 66 000 врачей и медицинских работников. Еще более 5 000 врачей специализированного звена и почти 34 000 медработников, большинство из которых пенсионного и предпенсионного возраста, уволились», – констатирует опубликованный на сайте Центра Разумкова ежегодный отчет «Украина 2020 – 2021: неоправданные ожидания, неожиданные вызовы».

Десятки тысяч из этих людей сейчас работают в больницах Польши врачами разных специализаций, медсестрами, медбратьями. Работают легально и за более высокую, чем на Украине, зарплату. А освободившие им эти рабочие места польские специалисты массово уезжают на заработки в более благополучные страны ЕС – в Германию, Францию, Скандинавию, в Британию или Ирландию. Так работает классический неолиберальный «пылесос», вымывающий квалифицированную рабочую силу с периферии в центры накопления и концентрации капитала.

С получением статуса кандидата в члены ЕС Украина еще больше укрепится в своем статусе резервуара относительно дешевой и притом квалифицированной рабочей силы. И первой остановкой для украинских специалистов на пути в Европу будет именно станция «Польша».

Фактическое стирание границ приведет к тому, что значительные массы украинцев будут чисто экономически ориентированы на запад и прекрасно адаптированы к тамошним социально-экономическим условиям. 

Причем, что важно – в эту воронку, судя по польской миграционной въездной статистике, сейчас все больше втягиваются уже не жители западной Украины, многие из которых уже давно живут и работают в Польше или на два жома, но и киевляне, черниговцы, полтавчане, жители Харькова и даже подконтрольного Украине Донбасса.

В связи с этим Польше нет никакого резона ввязываться в какие-то бессмысленные и опасные авантюры типа ввода в Незалежную войск или еще чего-то, чего вот уже который месяц подряд ждут от Варшавы российские “эксперты”. Такое развитие событий возможно только и единственно в том случае, если киевский режим по каким-то причинам начнет реально схлопываться, а зона российского военного контроля сдвинется куда-то западнее Житомира.

Сегодня же, пока российские диванные эксперты увлеченно делят шкуру неубитой Украины, поляки не спеша интегрируют в зону своего влияния большую часть Украины. Прежде всего, совершенно не затронутую боевыми действиями и разрухой ее западную и центральную части, с относительно целой инфраструктурой и людским потенциалом, который  увеличился за счет беженцев с востока.

Неприятная для русских правда в том, что если и можно говорить о каком-то гипотетическом разделе Украины на сферы влияния, то все выглядит так, что это не Польша получает западные остатки Украины, а Россия получает восточные. Причем, получает их в максимально разрушенном боевыми действиями и обезлюденном виде, который потом предстоит годами восстанавливать за счет российского бюджета.

По материалу https://www.politnavigator.net/kak-polsha-perevarivaet-ukrainu-i-pochemu-zakon-o-pravakh-polyakov-tut-ni-pri-chem.html