Казалось бы, такая безобидная вещь, как запуск беспилотника, например, для проведения любительской фото- или видеосъемки, может повлечь за собой серьезную ответственность, если не соблюдать ряд законодательных требований. Особенно ответственно стоит подходить к этому вопросу в нынешнее время, когда подобную технику используют для организации терактов

Основные понятия

Статьей 32 Воздушного кодекса Российской Федерации введено понятие беспилотного воздушного судна, под которым понимается воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

В статье 58.1 Воздушного кодекса Российской Федерации перечислены права командира беспилотного воздушного судна. Кроме того, введены требования об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов  более 30 кг (подпункт 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации такие воздушные суда регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако с учетом того, что до настоящего времени Правительством России такой порядок не установлен, регистрация беспилотных воздушных судов не осуществляется.

Следует знать, что физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски беспилотного воздушного судна, согласно пункту 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Только по закону, и никак иначе

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС, куда входят БПЛА, беспилотники, дроны), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138). Опубликован на сайте favt.gov.ru.

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства, для которой установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Разрешение

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС. Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

Планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6.

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином – владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее – Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет» ivprf.ru и gkovd.ru/servisy.

В запретной зоне

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане – владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдачетаких разрешений, опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.

Ответственность

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.10.2022) установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц. Согласно статье 11.4. «Нарушение правил использования воздушного пространства» (с сайта consultant.ru), ответственность следующая.

Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 25 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 150 000 рублей; на юридических лиц – от 250 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Важно

Полеты беспилотных воздушных судов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Рекомендации

Необходимо всегда держать беспилотное воздушное судно в пределах его визуальной видимости.

Убедитесь, что район запуска беспилотных с воздушных судов свободен для полетов.

Проверяйте исправность своего беспилотного воздушного судна перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

Внимательно изучайте требования и инструкции производителя беспилотных с воздушных судов.

Необходимо исключать полеты в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

Как только вы запускаете беспилотное воздушное судно, вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов. В зависимости от последствий несанкционированного запуска беспилотного летательного аппарата наступает административная, либо уголовная ответственность.

Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.

Запрещается: выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасность для других; летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами; приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами; летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли; приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.

Контакты

План полета БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать в оперативные органы ЕС ОрВД: Ростовский зональный центр ЕС ОрВД,  dcpk@yug.gkovd.ru, тел. (863) 272-37-98; факс (863) 272-38-08.